• Рус
    • Eng
  • Доклад ООО «Агентство Рефперевозки» — Ушаков Д.В.

  • 130908-avelana-468x60_6_russian_html5

  • Конкурентные условия в области железнодорожных рефрижераторных перевозок

    Ушаков Дмитрий Васильевич
    Руководитель отдела управления проектами и бизнес-анализа ООО «Агентство Рефперевозки»

    Специализированный подвижный для перевозки скоропортящихся грузов, который используется в настоящее время на РЖД можно условно разбить на две группы: с холодильными и нагревательными установками и без них. К первой группе относятся:

    • рефрижераторная секция, которая может состоять от одного дл восьми грузовых рефвагонов и служебно-дизельного вагона. Грузоподъемность одного вагона 42-50 т., объем 100-100 куб.м.;
    • автономные рефрижераторные вагоны, грузоподъемностью 40-44 т., и объемом 100 куб.м.;
    • АРВ со служебным помещением, грузопод. 28 т и объемом 68 куб. м.
    • рефрижераторные 20 и 40 — ка футовые контейнеры грузоподъемностью соответственно по 22 и 28 тонн и объемом по 28 и 59 куб. м.

    Определяющей, самой значимой технологической характеристикой для этой группы является диапазон температур. Для рефконтейнера эти данные могут достигать от -30 до +30, в то время как у других видов подвижного состава этот диапазон составляет от-25 до +25. Ко второй группе относятся: Вагоны — термосы, производства завода Дессау (Германия), коэффициент теплопередачи ограждений кузова не более 0,25 Вт/(кв.м. х град), 30т.,128 куб.м. ИВ-термосы, переоборудованные из вагонов рефсекций производства БМЗ , коэффициент теплопередачи ограждений кузова не более 0,70 Вт/(кв.м. х град), 50-53т., объем 110-138 куб.м. Также могут использовать рефконтейнеры в режиме «термос». Коэффицент не более 0,4 Вт/(кв.м. х град). Для этой группы самой значимым технологическим параметром является коэффициент теплопередачи ограждений кузова. Незначительно уступая ВТ, рефконтейнеры гораздо более предпочтительнее ИВ- термосов. В качестве примера эффективности использования рефрижераторных контейнеров можно рассмотреть доставку разными вариантами доставки мороженой рыбы при транспортировке с Дальнего Востока. Красным в представленной таблице выделены периоды возможного ухудшения качества мороженой рыбы при транспортировке, т.е. периоды, когда температура перевозки выше, чем — 18 °С. Последняя колонка таблицы показывает, что при транспортировке в вагонах-термосах общее время транспортировки составляет 33 суток. Из которых в течении 25 суток или в течении 76% от всего времени доставки возможно ухудшение качества груза. Кроме того, при существующих предельных сроках доставки перевозки мороженой рыбы Владивосток — Москва в вагонах-термосах не могут быть законными. Однако, к сожалению, в настоящее время такие перевозки имеют место, нанося непоправимый ущерб как развитию рынка транспортных услуг на железной дороге, так и развитию отечественного рынка морепродуктов. При транспортировке в вагонах рефсекций время возможного ухудшения качества составляет 3 суток или 10%. Этот период приходится на участок пути от вагона на железнодорожной станции в Москве до склада-холодильника. При транспортировке груза в рефконтейнере возможность ухудшения качества исключена, причем скорость доставки выше в 1,5-2 раза, чем в других видах подвижного состава. Предпринимателям на рыбном рынке Москвы хорошо известно что значит доставить рыбу в Москву на 7-10 дней быстрее конкурентов в периоды быстроменяющейся конъюнктуры рынка. Это касается доставки и продажи минтая в феврале и горбуши в октябре, когда первые продавцы снимают все «сливки» на этих рынках, т.е. получают хорошую выручку и обеспечивают быстрый возврат денег. Еще одним важнейшим преимуществом рефрижераторного контейнера перед остальными видами подвижного состава является его возможность интеграции в интермодальные системы. Интермодальность, как правило, предполагает логистический подход. Рефрижераторный контейнер полностью соотвествует элементам логистического микса 7R. «ensuring the availability of the right product, in the right quantity and the right condition, at the right place, at the right time, for the right customer, at the right cost» или «обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими (оптимальными) затратами». В соответствии с концепцией М. Портера конкуренция на рынке складывается из пяти сил. Это силы поставщиков, потребителей, товаров-заменителей, потенциально новых конкурентов и существующие конкуренты. Поставщиками на рынке перевозок в рефрижераторных контейнерах являются продавцы рефрижераторных контейнеров и лизинговые компании. Наиболее востребованы на российском рынке лизинговые компании, из которых безусловным лидером является компания Ge SeaCo. По информации «World Cargo News» и «Соntainerasation International» в оперировании компании Ge SeaCo, головной офис которой располагается в Лондоне, по всему миру находится около 110 000 рефрижераторных контейнеров. Всего же в обороте лизинговых компаний находится около 370 000 рефрижераторных контейнеров. В числе мировых лидеров по лизингу рефрижераторных контейнеров входят также Transamerica Leasing, Carlisle Leasing, Triton Containers, Cronos Group, однако на российском рынке рефконтейнера этих фирм практически не представлены. Аренда рефконтейнера в России в среднем составляет $10 в сутки. В то же время, как по информации «Соntainerasation International» ставки аренды на мировом рынке составляют около $ 8.5 сутки. Таким образом, можно ожидать в ближайшем будущем еще большей активности зарубежных лизинговых компаний на российском рынке. Покупателями являются грузоотправители скоропортящихся грузов по железной дороге. Спрос на перевозки продолжает расти, а традиционно используемые рефсекции устаревают с каждым годом. Альтернативы, как известно, кроме рефрижератрных контейнеров нет. Товарами-заменителями в этой схеме являются услуги по перевозке по железной дороге в других видах изотермического подвижного состава и автомобильные перевозки. О конкурентоспособности рефконтейнера с другими видами подвижного состава было сказано выше. Что же касается автомобильного транспорта то, обычно менее 1000 км более конкурентоспособны автомобильные перевозки, от 1000 до 2000 км конкурентоспособность железнодорожного и автомобильного транспорта приблизительно одинаковая, а свыше 2000 км грузоотправитель отдает предпочтение железнодорожному транспорту. Среди потенциальных конкурентов, прежде всего, следует выделить перевозчиков в рефрижераторных секциях и в универсальных контейнерах. И, наконец, пятая конкурентная сила — конкуренция между уже существующими компаниями — перевозчиками в рефрижераторных контейнерах. Специфика пятой силы конкуренции является то, что сам объект конкуренции — парк рефрижераторных контейнеров используемых на железной дороге стремительно растет. Если 2 года назад парк рефконтейнеров исчислялся десятками, то сейчас он составляет 400 — 500 единиц. Однако далеко не каждая транспортная компания может эффективно эксплуатировать рефконтейнера. Существует ряд довольно серьезных барьеров для вступления на этот рынок: опыт менеджмента подобных перевозок, наличие грузовой базы (достаточного количества грузоотправителей), наличие фитинговых платформ, достаточный уровень организации технического сервиса. Крайне важную роль в формировании конкурентных отношений на рынке играет государство. Требования к перевозкам скоропортящихся грузов отражено в нескольких федеральных законах. Выделяя основные требования государственных структур к подвижному составу для перевозки скоропортящихся грузов — своевременность (или скорость) доставки грузов, качество и технологичность, можно сказать, что такой грузовой единицей является рефрижераторный контейнер. Однако, к сожалению, сегодня положения «Прейскуранта 10-01» «Тарифов на перевозки и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» не создают благоприятные условия для компаний — операторов, осуществляющих перевозки в рефрижераторных контейнерах. Можно сказать, что в отношении тарифов на перевозку в рефконтейнерах в «Прейскуранте 10-01» существуют элементы «дискриминационного подхода» по сравнению, прежде всего, с тарифами на универсальные контейнера. Как известно, под дискриминацией понимается предоставление необоснованных преимуществ одному или нескольким перевозчикам перед другими, вследствие которых последние ставятся в невыгодное положение. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 г. № 170 «Об утверждении правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования» является действенным инструментом для обеспечения равных возможностей всем участникам рыночной деятельности, однако на наш взгляд, концепция недискриминационного доступа должна реализовываться не только через обеспечение равнодоступности инфраструктуры для всех перевозчиков, но и через обеспечение равных условий при определении платы за перевозку в подвижном составе одного вида. Имеется в виду перевозки в универсальных контейнерах и перевозки в рефрижераторных контейнерах. Так, учет тарифного класса при перевозках в рефрижераторных контейнерах (подпункт 2.13.10) снижает конкурентоспособность перевозок в рефконтейнерах отдельных грузов почти вдвое по сравнению с перевозками в универсальных контейнерах. Как известно, при перевозках в универсальных контейнерах учет тарифного класса не осуществляется. Пункт 2.35 раскрывает вопросы определения платы за перевозку грузов ускоренными контейнерными поездами. По таблице №22 приложения 6, на которую ссылается пункт 2.35, можно рассчитать тарифы на перевозку в только в универсальных (???) контейнерах. Сам термин «скоропортящиеся» грузы предполагает «скорую», «ускоренную» доставку грузов. И если уж формировать ускоренные контейнерные поезда, то для скоропортящихся грузов в этих составах должно быть предоставлено приоритетное место. Непонятно также «невнимание» к рефрижераторным контейнерам в таблице 11 Приложения 5 «Размер уменьшения действующих тарифов при перевозке грузов в универсальных контейнерах полными комплектами на вагон». В соответствии с этой таблицей исключены уменьшения тарифов на такие варианты загрузки фитинговых платформ как, например, 40-ка футовый рефконтейнер и 20-ти футовый универсальный контейнер на удлинненую фитинговую платформу или два 20-ти футовых рефрижераторных контейнера на короткобазную платформу. А возможность в таких вариантах загрузок появляется достаточно часто. Здесь важно отметить, что приоритетной целью формирования комбинированных сцепов является не получение дополнительной прибыли за счет перевозки универсальных контейнеров в различных комбинациях с рефрижераторными, а обеспечение регулярности отправок. Регулярность отправок сцепов крайне важна особенно для скоропортящихся грузов, дорогостоящее хранение которых в ожидании отправки может сделать перевозку нерентабельной. Таким образом, тариф на перевозку в рефрижераторных контейнерах скоропортящихся грузов сегодня не всегда удовлетворяет грузоотправителей. Тем, не менее, факт перехода основных грузопотоков скоропортящихся грузов из рефрижераторных вагонов в рефконтейнеры в ближайшим будущем очевиден. Загрузить презентацию (1,13 МБ)

  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    DFDSАвтоперевозкиЛитваЛогистика 07.07.2017 DFDS открыл логистический офис в Литве
    DFDS открыл в Вильнюсе офис, который будет заниматься автологистикой. Основное направление перевозок – на/из Великобритании, а также между […]
    0
    2017АпрельГрузооборотМайМартРЖДРоссияФевральЯнварь 01.06.2017 Погрузка РЖД в январе-мае
    По оперативным данным ОАО «Российские железные дороги», в январе-мае 2017 года погрузка на сети РЖД составила 516,9 млн […]
    0
    ГрузопотокЖ/д перевозкиЖелезная дорогаРЖД 01.02.2017 Погрузка РЖД в январе
    По оперативным данным ОАО «Российские железные дороги», погрузка на сети РЖД за январь 2017 года составила 100,1 млн […]
    0
    РусконФитинговые платформы 11.08.2017 Рускон увеличил парк платформ
    Группа компаний Рускон ввела в эксплуатацию новые 80-футовые фитинговые платформ ы производства АО «ЗМК». 200 новых фитинговых платформ […]
    0
    FM LogisticПроекты 28.07.2017 FM Logistic создает собственное автотранспортное предприятие
    Завершился очередной этап проекта FM Logistic по созданию автотранспортного предприятия в Московском регионе. Закуплены и уже введены в […]
    0
    АвтоперевозкиГрузоперевозкиГрузыИнвестицииТехнологии 13.04.2017 Грузовой Uber
    Компания MLP объявила о запуске нового проекта в области транспортной логистики – интерактивной системы управления грузоперевозками TransСord. Как […]
    0











    Вы получите письмо на указанный email со сгенерированным паролем



  • Оформить подписку на оперативную аналитику

    Заполните поле

    +

  • Оформить подписку на на Online сервис ВЭД

    Заполните поле

    +

  • Получите примеры аналитических материалов

    Заполните поле

    +